Rock Im Park 2018. Afterlife

Прошло полтора месяца с нашего возвращения домой. Самое время написать историю.

Мечта посетить крупный европейский музыкальный фестиваль жила в наших сердцах уже очень давно и звезды сошлись на 2018 год.

Что мы знаем о фестах Европы — Rock am Ring. Можно вспомнить еще Sziget, Download, Nova Rock, Graspop и еще десяток других названий, но Rock am Ring бесспорно самая крутейшая ачивка просто потому что это Rock am Ring.

Плюс к этому Rock am Ring раньше многих других фестивалей начал показывать свой лайнап, который возвращал мои 2005-2007 с первого взгляда.

Image

Rock am Ring проходит в сотне километров южнее Кёльна в малюсеньком поселке Нюрбург в кольце знаменитой трассы Формулы 1 Нюрбургринг. У фестиваля есть брат близнец Rock im Park, который проходит в баварском городе Нюрнберг на поле Цепеллина, не менее знаменитом. Rock im Park полностью повторяет старшего брата по лайнапу и отличается лишь местом проведения и порядком дней. На нём мы и остановились.

Да, вы можете сказать, что Rock im Park не Rock am Ring и это все не тру, и я с этим пожалуй даже соглашусь, но аргументы таковы — это наша первая поездка в Европу, поэтому выбрали место проведения в черте города, позволяющее жить в этом самом городе, а не палатке. Плюсы и минусы отсюда вытекающие.

Image

Сравнивать есть с чем, хотя выбор не очень разнообразный, из больших фестивалей приходилось бывать на трех, Kubana 2012, Kubana 2013, Anabuk 2016, все от одних организаторов. Опыт сольных концертов как мне кажется уже достаточно велик, их должно быть уже больше полусотни, причем почти десяток выездных концертов в Москве. Саратовские концерты, конечно, не лишены своего шарма, но здесь только единицы могут по своей крутости сравниться с выездами.

После посещения такого мероприятия как Rock im Park можно спокойно умирать, поэтому аббревиатура #RIP2018 абсолютно однозначно отражало наше отношение к фестивалю. Путь к фестивалю начался с покупки билетов ещё в декабре 2017. Билет продается только в бумажном виде, экспресс доставка конверта с билетами от DHL и новогодний подарок в руках. Стоил билет на тот момент около 18 тысяч рублей, что по нынешним меркам не так дорого, учитывая лайнап. Если мне не изменяет память билет на Кубану 2013 стоил около 10 за 7 дней. С учетом масштаба участников на RIP и политики в последние годы цены вполне себе соответствующие.

Фестиваль шел всего 3 дня, 1-3 июня 2018, отпуск в 3 дня это несерьезно, поэтому кроме Нюрнберга мы решили посетить центр Баварии — Мюнхен и в качестве разгрузки после фестиваля спокойную Прагу, на всё 15 дней. Самолетные билеты Москва — Мюнхен и Прага — Москва обошлись каждому в сумме около 20 т.р. Терпимо, учитывая то, что по нашей любимой стране самолеты летают примерно по таким же ценам, а то и больше. Поезд Саратов — Москва и Москва — Саратов в начале и конце поездки однозначно самое дешёвое решение, но возможно не самое лучшее, до Самары намного ближе, может быть могли улетать и из неё, но такое решение показалось самым естественным.

Image

Жилье в городах пребывания искали на Airbnb, это тема вообще отдельная, за три города видели многое. И это безусловно самая дорогая часть обязательных расходов, сравнимо с фестивалем и транспортом в сумме.

Что касается денег, вообще известный факт что в России все с банками и безналом гораздо лучше чем много где, поэтому мы опасались того, что придется возиться с наличкой. На деле же все оказалось не так страшно, в Германии чуть хуже чем в Чехии, но так или иначе почти везде можно было расплачиваться картой или Google Pay. Единственное исключение — сам фестиваль, на нем все было только за наличку, за обычные такие евро, от еды до мерча. К этому мы спокойно подготовились и никаких проблем по сути не испытали.

Про фест

Image

В Нюрнберг мы приехали почти за 2 дня до феста, чтобы и город успеть посмотреть и привыкнуть к тому как жить в этом городе, очевидно понимая то, что 3 дня придется жить по расписанию и на автопилоте — без сил и уставшими.

За день до официального начала фестиваля мы из своего дома почти в центре города отправились на Zeppelinfeld обменять билеты на браслеты и осмотреться. Оказавшись на территории сразу чувствуешь это безумное ощущение праздника, свободы и доброты. Доброта — это то за чем можно ехать за тысячи километров.

На фестивальной территории кроме нескольких кемпингов и сцен находились десятки лавок с напитками, едой и сувенирами, все как это обычно и бывает. Есть одно «но», цены на еду и напитки в среднем сравнимы с теми, которые ты привык видеть где угодно в центре этого города. Для нас это вообще поразительный факт, если вы хотите выпить или перекусить на любом концерте или фестивале в России вы обязательно раза в 3-4 переплатите. За 8-9 евро можно поесть до отвала. Напитки не такая критичная вещь, на территории фестиваля предусмотрено несколько точек, где любой может бесплатно налить себе сколько угодно обычной воды. Вспоминая дорогущие раскаленные пятилитровки на Кубане 12, которые там были на вес золота, понимаешь какое это чудо. Тут даже супермаркет на территории есть, представляете?

Цены на любые напитки включают 1-2 евро залога за стакан или бутылку, которые можно получить обратно сдав их. Видимо это должно помогать с проблемой мусора, возможно и помогает, но по всей территории во время фестиваля достаточно грязно, что естественно ожидаемо и к этому относишься спокойно. Ночью — грязно, утром следующего дня — уже чисто. Туалеты чистят и наполняют соответствующими аксессуарами на протяжении всего дня.

Пройдя по кемпингу начинаешь жалеть, что выбрал жилье в квартире, у них хватает и развлечений и удобств для того, чтобы эти недолгие 3 дня прожить, а уровень вовлеченности когда ты живешь в кемпинге вместе с такими же людьми как ты, которые приехали сюда ради того же, что и ты — запредельный.

Кроме того все мы знаем какие проблемы обычно на массовых мероприятиях с транспортом и то, что большого желания ходить пешком после очередного дня ни у кого обычно нет. Мы жили в часе ходьбы от фестиваля и все-таки такой вариант держали в голове, но к счастью не пригодилось. Обычно ночные автобусы в Нюрнберге ходят раз в час и, понятно, десятки тысяч людей таким образом не перевезти. Но во время фестиваля автобусы подходили к остановке раз в 5-10 минут и из-за этого забивались меньше, чем обычный немецкий автобус в Саратове в час пик. Это суперкруто, очень хотелось бы чтобы наши массовые мероприятия такому поучились.

Люди

Такого количества людей одновременно в одном месте я, наверное, не видел еще нигде.

Неожиданно, но большинство посетителей — немцы, и приехавших людей было не так много, чтобы хоть как-то составить конкуренцию. Возможно на RAR из-за его расположения всё немного по-другому, хотя и в Нюрнберг на время фестиваля приезжает почти 20 процентная прибавка к населению. Повсюду немецкий язык, все объявления, вывески на немецком и часто без дублирования. За время фестиваля настолько привыкаешь к тому, что речь людей вокруг это ничего не значащий белый шум, что почти перестаешь её замечать и реагируешь только на другие языки. Можно загибать пальцы когда в очередной раз слышишь русский, но рук скорее всего не хватит. К слову сами немцы когда видят, что ты их не понимаешь спокойно переходят на английский. Это в большей степени относится к молодым людям, вообще в городе с этим не все так просто, особенно у старших.

Отдельно стоит отметить какой же крутой у всех шмот. Когда рядом идут люди в футболках Guns N' Roses и Metallica, за ними Architects и Bring Me The Horizon, а за ними Linkin Park и Prodigy. Когда видишь затертую футболку Rock im Park 1995. Когда в слэм паровозиком забегают 5 пауэр рейнджеров.

Сцены и расписание

На фестивале было 3 сцены. Они находились относительно недалеко друг от друга и переходы между ними были довольно просты.

Zeppelin Stage

Основная сцена. Первая фанка была целиком покрыта пластиковым покрытием, которое достаточно приятно под ногами. Вторая фанка и пространство дальше все в траве, земле и щебёнке. При желании это всё могло вместить тысяч 100 легко, по ощущениям человека когда ты находишься внутри — достаточно свободно, по ощущениям человека который видит фото или видео сверху — нифига себе я что такой псих, что стою вот там близко близко к сцене, где такое мясо?

По задумке, наверно, на этой сцене должны были выступать самые топовые коллективы, но для каждого топовые свои.

Park Stage

Для нас значительная часть крутейших концертов прошла на второй сцене, тут уже значительно более уютная обстановка, всё ближе к сцене, людей обычно меньше. Так много народа сюда просто не поместится. Также как и на первой сцене здесь были огромные экраны, на которых транслировали прекрасную съёмку происходящего с кучи камер. И даже те, кто стоит далеко всё хорошо видят. Как же хотелось бы сейчас посмотреть эти записи, RAR то выкладывает!

Но покрытие перед сценой фактически отсутствовало: земля, пыль, камни. Падать на это всё вообще не рекомендовал бы никому. Что примечательно много мясных концертов проходило на этой сцене, понятно, что такое покрытие способствовало пылевому облаку перед сценой. Как в старые добрые с банданой Kubana на лице.

Alternarena

Единственная крытая сцена, по сути баскетбольная арена. Тут почти как дома в Саратове, не очень много людей, не очень большая сцена, никаких экранов. Тем более странно присутствие на этой сцене, например, Asking Alexandria, которые на мой взгляд способны были бы собрать и Park Stage.

Покрытие на танцполе быстро после начала концерта становится максимально скользким из-за разлитой воды и пива. Жить сложно, но душевно то как.

Расписание

Три сцены — три параллельных расписания на каждый день. Естественно должны были возникать накладки, когда хотелось побывать сразу в двух местах одновременно, но расписание было почти идеальным. Из всех накладок можно отметить только Stone Sour одновременно с Thirty Seconds To Mars и Asking Alexandria одновременно с Muse. Хоть и не без доли сожаления но в каждом случае решение было однозначным.

Про концерты. Первый день

Nothing But Thieves

Первая сцена, лучшее начало фестиваля, которое только можно представить. После блестящего прошлогоднего альбома в любом лайнапе NBT выглядят как персональный хедлайнер, а тут еще и открывающие фестиваль NBT — это эмоции через край. Очень порадовал звук, концертная арранжировка у ребят гораздо более мясная чем в студийной записи, вокал пугает своей красотой. Весь концерт восхищаешься тем куда попал и думаешь не снится ли это все. Амстердам — безумие, хаос, первый мощный движ на танцполе, сёрклпит, летающие ботинки после которых стало понятно, что всё что можно затянуть потуже — надо затянуть потуже. Amsterdam — это то, что я запомню на всю жизнь.

PVRIS

После NBT нужна передышка, а PVRIS понаблюдали с относительно далекой позиции в компании воды, жара. Звучат прекрасно, за часовой концерт Линн успела сыграть на всех инструментах которые были на сцене, на гитаре, на клавишах, на барабанах, не говоря о том, что у неё прекрасный голос. По результатам фестиваля я был бы рад если бы таких концертов было больше, вроде и доволен всем, но не страдаешь от боли и усталости как от всех других гигов. Очень рад, что довелось их услышать.

The Bloody Beetroots

На этом этапе уже серьезный выбор, на первой сцене Bad Religion, на второй The Bloody Beetroots. Компания разделилась, я отправился на сет итальянской банды и ничуть об этом не жалею.

Это просто лучший концерт фестиваля. Это тот концерт, когда ты приходишь просто на очередной концерт, а уходишь фанатиком из-за всего, что увидел и услышал. Безумие на сцене, безумие перед сценой, я откровенно не знаю как при таких обстоятельствах можно стоять. С нашей позиции в эпицентре всей движухи на танцполе создавалось ощущение, что на этом концерте прокачало весь мир. Реальность в этом случае во много раз оказалась круче ожиданий. Респект, сэр.

Good Charlotte

Снова переход на первую сцену, перед ней после Bad Religion было уже столько людей, что подойти поближе уже почти казалось невозможной задачей, но все же за забор первой фан зоны удалось пробраться.

И тут начинается The Anthem. Не знаю как это работает, но эффект сравнимый с машиной времени. Я мысленно с этого момента был далеко не в 2018 году, в голове кроме эйфории только одно — я себе никогда в жизни не прощу если к концу концерта не окажусь в основном пите. Надо понимать, что танцпол на таких масштабных выступлениях превращается в десяток не связанных друг с другом сёрклпитов и пришлось пройти штук пять на пути к тому самому центральному. Это было бы невозможно без прекрасных Keep Your Hands Off My Girl и Girls & Boys.

Орать I Just Wanna Live в середине главного сёрклпита на огромном фестивале в центре европы — бесценно.

На этом концерта поймал все самые дикие флэшбеки, которые только мог.

Rise Against

Понятно что перед таким концертом я не имел права вообще двигаться учитывая мою позицию по центру танцпола. Я и не двигался, и таких был не один десяток человек, просто так где стояли после Good Charlotte там и уселись ждать. Дождались. То что происходило на Rise Against — это панк, жесткий, местами очень жесткий, но не смертельный. Концерт абсолютно изнурительный.

На Savior я побывал везде, меня мотало от забора который находится прямо перед сценой до забора, который разделял первые две фан зоны. На Give It All вокруг меня было 3 сёрклпита которые смыкались как шестерёнки в часах, оказавшись между этих шестерёнок временами было реально страшно, но там быть просто нужно было, иначе нельзя.

Концерт Rise Against - это мечта. Мечты сбываются.

Foo Fighters

Только про парочку концертов на этом фестивале в целом можно сказать что они были легендарными. В целом можно подобрать еще тысячу эпитетов, но только слово "легендарный" — это правильное слово, вы же понимаете о чём я. Вот концерт Foo Fighters — это легендарный концерт, на котором было все. Шоу на два с половиной часа от, возможно, главной рок-группы современности.

Так близко к нирване я не был еще никогда и вряд ли буду, во всех смыслах. Это рок-н-ролл.

Очень жалею, что в тот момент уже практически доживали день без сил и их не хватило чтобы оказаться в основной фан зоне чтобы прочувствовать это еще сильнее.

Gorillaz

Что уж говорить о Gorillaz. Концерт был прекрасный, но от начала до конца проходил для меня на автопилоте, сил не было уже даже стоять. Я слышал Clint Eastwood вживую, господи.

Первый день позади

Ожидаемый по прогнозу погоды дождь так и не пошел, за что мы поплатились обгоревшей кожей во всех открытых местах. После холодной России и нейтрального Мюнхена такой вариант даже не держали в уме.

Что бросается в глаза, для большинства людей фестиваль — это фестиваль, люди приезжают на такие мероприятия отдохнуть, выпить, поесть, погулять, музыку послушать. Для таких деревенских ребят как мы — это полдесятки сольников подряд. Физически и психологически — очень тяжело, неподготовленным людям будет сложно.

Второй день

Babymetal

Милейший концерт. Такого количества краудсерферов как на этом концерте я не видел в своей жизни никогда. Каждые несколько секунд кто-то стучал по спине чтобы я повернулся и помог кого-то протащить дальше. Хаос.

Jonathan Davis

Джонатан Дэвис - батя. Лузье на барабанах. Классное выступление крутого мужика. Контрабас MVP, делал непрямой массаж сердца весь концерт.

Enter Shikari

What's your criteria?

Complete hysteria

Пятый. Пятый раз на концерте Enter Shikari. Два на Кубанах, два в Москве, один в Нюрнберге. Треугольник. А треугольник это Enter Shikari. Иллюминати.

Первый мой концерт после выхода The Spark. Когда видишь сетлист без Sorry You're Not A Winner или подобного — всегда грустно, потом видишь в сетлисте некий Quickfire, узнаешь что это — 8 минут непрерывного мяса — Sorry You're Not A Winner, Sssnakepit, Meltdown, Antwerpen. Понимаешь что это любовь. Энтер Шикари - боги.

Hollywood Undead

Очень жаль что этот концерт стоит прямо после Enter Shikari во второй день, из-за этого, очевидно, не смогли оказаться в первой фанке и упустили кучу впечатлений. Андеды выступили шикарно, смогли раскачать нас даже за забором во второй фан зоне.

Du Hast в Германии — это красиво. Тот момент, когда ты стоишь и орешь духаст вячеслывыч, а все вокруг знают настоящие слова.

Thirty Seconds to Mars

Этот концерт объективно был плох, но кто мы такие вообще чтобы оценивать концерты объективно. Гребаный Джаред Лето. Я был абсолютно готов и к ужасному сетлисту и к хору мальчиков зайчиков на каждом треке, мне это было неважно. Я был на концерте 30stm и орал The Kill. Я счастлив.

Marilyn Manson

Все как и Gorillaz на предыдущий день. За весь день случается такой передоз положительных эмоций, что на финал дня их не остается вообще. Физическая усталость за два дня, тут уже не просто стоять а жить сложно. Но дед хорош.

Второй день окончен

Что русскому хорошо — немцу смерть, да. По уровню жести московские сольники топовых групп дадут огромную фору. Для русских каждый раз — как последний, души не хватает немцам, они знают что этот раз — не последний.

Отдельно хочется отметить то, что движ на концертах отличается от нашего, к которому мы привыкли, тут супер много краудсерферов, а в любой непонятной ситуации все начинают бегать по кругу в сёрклпите. Если ты краудсерфер — можешь быть уверен что доплывешь до конца к забору, а не закончишь головой вниз где-нибудь в толпе, как это у нас часто бывает. Краудсерфинг был официально в правилах запрещен, но никаких последствий за него не было, секьюрити помогали вылавливать плывущих людей, принимали danke и улыбку в свой адрес и отпускали их обратно в фанку.

К слову о правопорядке, создавалось ощущение, что все ведут себя хорошо просто потому что так привыкли, полиции мы не видели вообще, секьюрити на фестивале были максимально спокойны, понимали где находятся и все было очень лайтово с их стороны.

Во многом из-за прекрасной незаметной работы секьюрити было не так сложно и долго переходить с одной сцены на другую как мы привыкли слышать в отзывах перед поездкой.

Третий день

Shinedown

Ожидаемо крепкий концерт хорошей группы, ни больше не меньше. Отлично для начала очередного дня. На самом деле именно по таким середнякам и стоит мерить уровень фестиваля. Ты просто кайфуешь от того что вокруг тебя постоянно играет музыка преследующая тебя всю жизнь, тем более если это не исполнители первой линии.

Don Broco

Первый концерт с третьей сцены на который мы попали. Главное слово, которое описывает концерт Don Broco — bouncy, стоять было невозможно, всем хотелось прыгать. Я знал что это будет круто, но верить в то что это будет настолько круто было слишком оптимистично. Сет, который начинается с Everybody, обречен быть шикарным уже потому, что с первого трека на танцполе уже никто не может стоять. И финальная T-Shirt Song с её перформансом, конечно, украшение любого фестиваля.

Bullet For My Valentine

Второй мой концерт буллетов. Отличный концерт отличной группы. Исполнение просто прекрасное. Треки с нового, еще не вышедшего тогда, альбома звучали очень свежо и интересно. Но скриииииим эээээээйм фаяяяяяяяяяя. Если бы удалось прорваться в первую фанку я бы там же и закончился.

Muse

Из всех хедлайнеров был больше всего уверен в Мьюз. Выступление за гранью разумного. Господин Мэттью Беллами ушатал на сцене одну гитару, а на другой сыграл соло языком, о чем тут говорить? Да и в целом музыкально это был просто космос, звук который издают инструменты этого трио вообще не с этой планеты. На всю жизнь запомню Plug In Baby, во время которого вокруг меня вообще происходило что-то ненормальное, а в голове крутились флэшбеки из 2006. Очень эмоциональная концовка под Knights Of Cydonia стала прекрасным завершением основной сцены фестиваля.

Avenged Sevenfold

Последний концерт фестиваля для нас, усталость брала своё, поэтому я начал концерт ну очень далеко сидя на холодной к тому моменту травке. Потом я встал. Потом я подошел ближе. Потом еще ближе.

Hail to the King, Nightmare и Afterlife я уже орал как ненормальный. Ловишь себя на мысли как много песен A7X знаешь при том, что никогда не заслушивал дискографию группы.

Концерт несмотря на холодное ожидание был супер жарким, кроме безумного шоу, которое Шадоус, Гейтс и ко устроили на сцене, дополнительный согревающий эффект шел от десятков зарядов пиротехники, которую организаторы подготовили к финалу фестиваля. Одним словом — огонь.

Последний день всё

Это настолько идеально организованный праздник жизни что иногда даже противно. Ни одной задержки при выходе исполнителя на всем фестивале, можно было сверять часы. Почти полное отсутствие очередей при таком количестве людей — это шок. А как прекрасен звук на площадке — не передать, такого крутого звука мне не приходилось слышать еще ни на одном концерте, ни в одном городе.

Фейерверк как обязательный атрибут концовки любого фестиваля. У нас в стране принято в воздух выстреливать денег в гораздо больших объемах, тут это выглядело по-немецки сдержанно.

И одинокая площадка перед сценой по завершению. Как всегда грустно что этот праздник должен закончиться, но это все перевешивает ощущение счастья от того, что мы это сделали. Господи, как же это было офигенно.

Image